?

Log in

No account? Create an account
Наука, сегодня - о заинтересованности детей - Творческая школа для детей — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
mex3_course

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Наука, сегодня - о заинтересованности детей [Aug. 17th, 2008|11:21 am]
mex3_course
Сегодня было очень своеобразное занятие. Я решила не бороться с тем, что активные посетители идут постоянно против течения, а лишь рассказывала новоприходящим, чем мы будем заниматься. Новопроиходящие даже были: пришли 2 девочки и папа. Как выяснилось из разговора, одна девочка уже ходила на подобные занятия в прошлом году, но к другому человеку. И ей было скучно.

Небольшая историческая справка: занятия в данном помещении проводили не только мы (я, Таня, Миша, Вадим), был ещё один человек, которому хотелось делать все по-своему. Он не хотел использовать чужие наработки, поэтому в конце прошлого года снес пол класса и поставил, как он сообщил "windows специального вида, заточенную для данных занятий для детей" с флешки, несложно догадаться какого вида. Детей он, видимо, принципиально ничему не учил (подход "вот вам компьютер, делайте что хотите"), не довел занятия до конца и уехал. К счастью, мы узнали, что так получилось ещё в том году и срочно приехали все исправлять - получили пол класса компьютеров с невосстанавливаемым lilo. Грустно было. Однако этот человек утверждал, что "дети потом будут о нем хорошо отзываться". Правда, он заблуждался - на протяжении всего лета к нам попадали дети, которые так или иначе посещали его занятия - все говорили, что там было страшно скучно, что там ничему не учили и вообще было ни о чем. О нас же говорят, что мы всегда даем что-то новое, действительно чему-то учим, что у них есть желание продолжать к нам ходить. Это радует :)

Наверное, в данном контексте как раз упомяну разговор aen_ и abbra и пост aen_ на тему того, как привлечь детей к информатике. У нас, конечно, речь идет далеко не о программировании, но картина схожая: если детям давать то, что у них и так есть, если им давать то, что они делают каждый день дома (замечу, не могут делать - а именно делают, потому что потенциально дома делать можно что угодно), если их никак не направлять и не заинтересовывать, если им не давать свежих идей, если им не давать делать что-то реальное (да хоть элементарное "нарисовать картинку - распечатать - подарить маме"), то детям будет скучно. Если им это давать - то даже дети, у которых был хоть какой-то отрицательный опыт, все равно потянутся, все равно заинтересуются, все равно придут попробовать.

Сегодня мальчик с девочкой жаловались на то, что в школе им скучно, что они там не делают ничего такого, чего даем им здесь мы, и что они вообще ничего интересного не делают. Спросила, чем же они занимаются в школе. В школе, в которой учится мальчик, весь год играют в CS вместе с учителем. На вопрос "а почему другим не занимаетесь?" отвечает, что другого ничего нет, на другие программы денег не дают. Честно, я несколько в шоке. Не столько потому, что другого ничего нет, сколько потому, что детям навязывают CS. На мой взгляд, это не просто жестокая игра, это ещё игра, которая вырабатывает очень своеобразную реакцию на разные действия. Да одной жестокости хватает - кому как, а я считаю неправильным и ужасным в учебном процессе использовать игры такой направленности. Да, быть может всем детям понравилось в какой-то момент, но инициатива не должна была исходить от учителя. Сегодня учитель показывает, как убивать друг друга в игре, что будет потом? И тем более, заставлять в это играть, когда ребенок не хочет (а он не хочет, судя по тому, что он говорит)?
У девочки в школе не совсем все так плохо, как у мальчика - судя по описанию, на информатике их учат "держать мышку, когда все и так умеют, потому что у всех есть компьютеры дома" и "каким-то скучным алгоритмам, непонятно зачем нужным". Ещё один яркий пример, подпадающий под тему разговора, на который я ссылалась ранее. Во-первых, налицо дублирование уже известной информации - сейчас детям компьютеры не в новинку, даже те, к кого компьютеров нет, так или иначе взаимодействовали с ними до начала занятий в школе - или у друзей, или у родителей на работе - да где угодно. Да, среди детей, которые ко мне приходили, была одна девочка, которая видела мышку в первый раз - но ей было лет 5... Были дети, у которых возникали проблемы с перемещением мышки - то тоже очень маленькие. Кроме того, природа таких проблем - маленькая рука и большая мышка. А тут что? Тут пятиклассников учат работе с мышкой :) Школьная программа, это, конечно, хорошо - но надо же ее как-то модифицировать в зависимости от детей? Если приходит целый класс детей, которые уже что-то знают и им это естественно, то, как мне кажется, заострять чрезмерное внимание на этот естественном - именно что мучение детей :)
Что касается "скучных алгоритмов" - тут задача совсем просто решается. Известная дыра в преподавании - рассказывать что-то, но забывать сказать, зачем это надо. Или говорить недостаточно, так, что детей это "зачем" не зацепит. Дети они такие, особо усидчивые готовы совершить много скучных, на их взгляд, действий, чтобы достичь какой-то интересной цели. Главное, чтобы цель была. А тут, видимо, детям о цели не сообщили :( Я спросила у девочки, знает ли она, что она сможет делать, если освоит "эти скучные алгоритмы" - девочка сказала, что не знает, зачем это. На это я ответила банальность - такую банальность, которую я говорю всем детям, которые не заинтересованы в программировании, но которым "что-то дают в школе, непонятно зачем". Банальность простая - потом, применяя эти знания, можно делать себе игрушки. Некоторым даже мысль продолжать не надо - они за нее хватаются и теперь хотят освоить предмет - потому что это ж здорово, когда можно сделать что-то своими руками, с чем потом можно будет заниматься с друзьями, да или просто играть самому.

Сижу сейчас и думаю - может, как-то сходить в эти школы, рассказать о школьном проекте :) Дети вот просят %)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: aleksandrdelwin
2008-08-17 07:36 am (UTC)
*занудно*
ПОД КААААААААААААААААТ!!!!!!!!!!!!!!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mex3_course
2008-08-17 08:09 am (UTC)
Знаешь, я ожидала такого возгласа. Убирать не буду, почему - сейчас напишу. Может быть чуть резко, но зато четко описывая позицию:
1. Это не блог какого-то конкретного человека, это блог проекта. Здесь нет левых "нетематических" постов, здесь пишется только по делу. Это не личный дневник, который кто-то может добавить из-за того, что "в нем рассказы про кошек хорошие, а вот за жизнь он пишет скучно, поэтому все длинное под кат, что надо - то и открою".
2. Кат нужен для того, чтобы нецелевая аудитория не получала захламления френдленты и открывала только интересующие ее посты. Здесь же все зафрендили этот блог самостоятельно и осознанно, тем самым сообщив, что им это интересно, что они - целевая аудитория, что они все равно прочитают это сообщение. Если не интересно, если оно захламляет френдленту - никто никого не держит, можно его отфрендить - захламлять не будет. Это не блог конкретного человека, который может обидеться, если его вдруг отфрендят. Feel free to do it.
3. Мне сейчас наверное возразят - а как же я про выставку под кат загоняла. Объяснение простое - там картинки. Если +- пара абзацев текста ни у кого на интернете плохо не скажется, то мегабайт картинок - вполне может сказаться. Поэтому картинки в большом количестве - под катом.

Надеюсь, позиция ясна. Мешает - можно отфрендить, никто не обидется, да и мешать перестанет. Точка. Больше на посты типа "под кат" отвечать не буду.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mex3_course
2008-08-17 08:25 am (UTC)
да, и добавлю: коменты, не содержащие смысла (или содержащие смысл только для человека, его написавшего), будут удаляться.

Да, я сегодня злая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aleksandrdelwin
2008-08-17 08:32 am (UTC)
ваше право.

"Да, я сегодня злая."
это исключительно ваши проблемы.
все что вы скажете, может быть использовано против вас...(с)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mex3_course
2008-08-17 09:25 am (UTC)
Давайте не будем опускаться до того, чтобы обсуждать, где чьи проблемы, превращать свои проблемы в чужие и т.п.
Пусть этот комментарий будет последним в данном треде. Надеюсь на ваше понимание.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bugware
2008-08-17 03:52 pm (UTC)
>> Банальность простая - потом, применяя эти знания, можно делать себе игрушки.

Применительно ко мне сработала обратная ситуация:
"давай сделаем игрушку", "давай!" (спустя малое время) "а как же мы вот в этом случае будем считать попал или промазал?"
Тут и появилась микролекция про условную и полную вероятность.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mex3_course
2008-08-17 05:08 pm (UTC)
А тут одно из другого вытекает и одно с другим связано. Если есть заинтересованность, ребенку матчасть поддастся. Если ребенок не знает, что так можно делать и это ему на самом деле под силу - ему можно показать и рассказать, дальше вопросы о матчасти могут время от времени сами всплывать как раз по описанному сценарию ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: izubra
2008-08-17 07:17 pm (UTC)
>может, как-то сходить в эти школы, рассказать
>о школьном проекте :) Дети вот просят %)

Саш, обязательно сходить. И пускай подключаются официально - http://linux.armd.ru/ru/anketa/

Натали
(Reply) (Thread)